Евразийский союз: смена названия или что-то большее?

23 мая 2014 года

Если посмотреть на документ и приложения к нему, то станет понятно, что в соглашении нет практически ничего нового по сравнению с тем, о чем стороны договорились ранее.
Из четырех частей две — вторая и третья (76 статей из 118) — просто скопированы из договоров 2009 года о Таможенном союзе (ТС) и 2011 года о Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Двадцать две статьи первой части посвящены созданию новых органов, а по сути, переименованию уже существующих. Создается Высший совет на уровне президентов, Межправительственный совет на уровне премьеров, суд ЕАЭС. Евразийская экономическая комиссия остается основным исполнительным органом интеграционного объединения.
И лишь в четвертой части соглашения, посвященной переходному периоду, прослеживается некоторый интеграционный прогресс. Заключается он в том, что стороны декларируют необходимость достижения договоренностей в определенных сферах к определенным датам. По самым чувствительным вопросам — нефти, газу и финансам — к 2025 году, то есть очень нескоро. По электроэнергетике стороны договорились договориться до июля 2019 года. Единственная относительно близкая к сегодняшнему дню дата — это 1 июля 2016 года, к этому моменту должен быть решен вопрос о снятии взаимных ограничений по торговле лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой.
Следует отметить, что все эти переходные моменты, за исключением планов по созданию к 2025 году союзного финансового мегарегулятора в Астане, касаются товаров. Но свободное перемещение товаров и создание единого товарного рынка — конечная цель не для экономического союза, а для более ранней стадии интеграции, такой как таможенный союз.
Откуда вообще возникают выгоды интеграции? Наличие барьеров в торговле между странами порождает неэффективность использования и воспроизводства ресурсов. Связано это с тем, что торговые ограничения создают так называемые невосполнимые потери общественного благосостояния. Не вдаваясь в подробности механизма их возникновения, отметим, что любой торговый барьер вызывает снижение спроса на товары из-за более высокой цены: в отсутствие таких барьеров различные отрасли экономики той или иной группы стран, могли бы произвести, продать друг другу и потребить б?льшие объемы продукции.


В таком случае снятие взаимных торговых ограничений высвобождает порождаемый неэффективностью ресурс, который распределяется между участниками интеграционного объединения. Появление дополнительного ресурса естественным образом повышает конкурентоспособность объединения.

Яндекс.Метрика