Вопрос-ответ: Переход организации из муниципальной в автономную

11 сентября 2017 года

ВОПРОС:

Какой пакет документов необходимо подготовить в процессе перехода из муниципальной организации в автономную?

ОТВЕТ:

При реорганизации в форме преобразования в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные подпунктами "а", "б", "е", "ж", "з", "и" пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Передаточный акт при этом в регистрирующий орган не представляется.

{Вопрос: О документах для госрегистрации юрлица, созданного в результате реорганизации в форме преобразования. (Письмо ФНС России от 14.03.2016 N ГД-4-14/4182@) {КонсультантПлюс}}

 

 При подготовке документов для преобразования унитарного предприятия можно по аналогии воспользоваться также следующим материалом, в котором подробно описывается процедура преобразования организации.

Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок реорганизации общества с ограниченной ответственностью в форме преобразования {КонсультантПлюс}

 

Обратите также внимание, что по вопросу преобразования унитарного предприятия в автономное учреждение существует 2 позиции, обусловленные противоречиями действующего законодательства.

 

Федеральные закон № 161-ФЗ прямо указывает на возможность преобразования унитарного предприятия в любой тип учреждения.
ст. 34, Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" {КонсультантПлюс}

1. Унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию.


ст. 9.1, Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О некоммерческих организациях" {КонсультантПлюс}

2. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

 

Федеральный закон № 174-ФЗ допускает создание автономных учреждений только путем учреждения или изменения типа другого учреждения. Создание его путем преобразования унитарного предприятия не допускается.

ст. 5, Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об автономных учреждениях" {КонсультантПлюс}

1. Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (см. также п. 2 Подборки).

 

Обращаем Ваше внимание, что указанные федеральные законы имеют одинаковую юридическую силу, поэтому установить приоритетность действия норм того или иного закона не представляется возможным.

 

Основные документы, которые составляются при реорганизации унитарного предприятия – это решение собственника и передаточный акт.

{Статья: Реорганизация унитарных предприятий в форме преобразования (Авдеев В.В.) ("Бухгалтер и закон", 2012, N 1) {КонсультантПлюс}}

В случаях, установленных законами, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (ст. 59 ГК РФ).

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Особое внимание при реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования следует уделять передаточному акту, ведь в случае неправильного его составления новому юридическому лицу могут быть нанесены существенные убытки. Исходя из анализа требований законодательства, а также из экономического содержания хозяйственной операции, в этот документ целесообразно включить, например, следующее:

- сведения об имуществе и обо всех обязательствах в отношении каждого должника и кредитора, в том числе использование прибыли;

- бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату (дату реорганизации);

- исчерпывающий перечень прав и обязанностей: указываются не только те права, которые могут быть реализованы, но и те, срок по которым еще не наступил;

- обязательства, которые оспариваются третьими лицами;

- налоговые расчеты отчетного периода;

- результаты инвентаризации и др.

В соответствии со ст. 34 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.03.2009 по делу N А56-3872/2008).


ст. 34, Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" {КонсультантПлюс}

2. Решением о преобразовании унитарного предприятия в государственное или муниципальное учреждение, решением о преобразовании федерального государственного унитарного предприятия в автономную некоммерческую организацию должны быть определены основные цели деятельности создаваемой организации, наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию унитарного предприятия. Указанные решения принимаются Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, в отношении федерального государственного унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального унитарного предприятия.

 

ФНС также разъяснила, какие документы представляются для регистрации реорганизации в форме преобразования.

{Вопрос: О документах для госрегистрации юрлица, созданного в результате реорганизации в форме преобразования. (Письмо ФНС России от 14.03.2016 N ГД-4-14/4182@) {КонсультантПлюс}}

при реорганизации в форме преобразования в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные подпунктами "а", "б", "е", "ж", "з", "и" пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Передаточный акт при этом в регистрирующий орган не представляется.

 

2. По вопросу преобразования унитарного предприятия в автономное учреждение Минэкономразвития разъясняет следующее.

{Вопрос: Возможно ли преобразование государственного унитарного предприятия в автономное учреждение? (Консультация эксперта, Минэкономразвития РФ, 2009) {КонсультантПлюс}}

Согласно ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение.

С учетом ст. 120 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей, что к государственным учреждениям относятся бюджетные и автономные учреждения, а также принимая во внимание определение автономного учреждения согласно ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", можно сделать вывод о возможности преобразования государственного унитарного предприятия в автономное учреждение.

 

В 2011 году Минэкономразвития дало прямо противоположное разъяснение о том, что преобразовать унитарное предприятие в автономное учреждение нельзя.

{Вопрос: Об отсутствии оснований для преобразования муниципального унитарного предприятия в автономное учреждение. (Письмо Минэкономразвития РФ от 18.05.2011 N Д08-1847) {КонсультантПлюс}}

Законом об автономных учреждениях установлено, что автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (ст. 5) в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (ст. 2).

Таким образом, муниципальное унитарное предприятие не может быть преобразовано в автономное учреждение.

 

Для преобразования унитарного предприятия в автономное учреждение эксперты рекомендуют придерживаться следующего алгоритма.

{Вопрос: Возможна ли реорганизация муниципального автономного учреждения в муниципальное унитарное предприятие? Какие нормативные акты необходимо иметь для такой реорганизации? Кроме того, у нас как учредителя возникает вопрос об обратной реорганизации муниципального унитарного предприятия в муниципальное автономное учреждение - в каких случаях имеет смысл так поступить? ("Руководитель автономного учреждения", 2013, N 1) {КонсультантПлюс}}

Что касается реорганизации муниципального унитарного предприятия в муниципальное АУ, согласно федеральному законодательству о государственных и муниципальных унитарных предприятиях такое предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение <2>. Однако в федеральном законодательстве об автономных учреждениях создание такого АУ предусматривается только путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (ч. 1 ст. 5 Закона N 174-ФЗ). Таким образом, напрямую преобразовать унитарное предприятие в автономное учреждение нельзя.

--------------------------------

<2> Пункт 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

 

Однако можно сначала преобразовать его в бюджетное или казенное учреждение, а затем уже изменить тип учреждения с бюджетного или казенного на автономный. Другой вариант - ликвидировать муниципальное унитарное предприятие и на базе его имущества создать (учредить) муниципальное автономное учреждение. При этом необходимо учитывать, что ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ позволяет создавать АУ только для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных определенными федеральными законами <3> (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). То есть сфера деятельности автономных учреждений ограниченна. Кроме того, в отличие от унитарного предприятия АУ обязательно должно оказывать (выполнять) государственные или муниципальные услуги (работы).

--------------------------------

<3> Лесной кодекс, ГрК РФ, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта, Федеральные законы от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".

 

Какой пакет документов необходимо подготовить в процессе перехода из муниципальной организации в автономную?

Ответ:

При реорганизации в форме преобразования в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные подпунктами "а", "б", "е", "ж", "з", "и" пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Передаточный акт при этом в регистрирующий орган не представляется.

{Вопрос: О документах для госрегистрации юрлица, созданного в результате реорганизации в форме преобразования. (Письмо ФНС России от 14.03.2016 N ГД-4-14/4182@) {КонсультантПлюс}}

 

 При подготовке документов для преобразования унитарного предприятия можно по аналогии воспользоваться также следующим материалом, в котором подробно описывается процедура преобразования организации.

Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок реорганизации общества с ограниченной ответственностью в форме преобразования {КонсультантПлюс}

 

Обратите также внимание, что по вопросу преобразования унитарного предприятия в автономное учреждение существует 2 позиции, обусловленные противоречиями действующего законодательства.

 

Федеральные закон № 161-ФЗ прямо указывает на возможность преобразования унитарного предприятия в любой тип учреждения.
ст. 34, Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" {КонсультантПлюс}

1. Унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию.


ст. 9.1, Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О некоммерческих организациях" {КонсультантПлюс}

2. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

 

Федеральный закон № 174-ФЗ допускает создание автономных учреждений только путем учреждения или изменения типа другого учреждения. Создание его путем преобразования унитарного предприятия не допускается.

ст. 5, Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об автономных учреждениях" {КонсультантПлюс}

1. Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (см. также п. 2 Подборки).

 

Обращаем Ваше внимание, что указанные федеральные законы имеют одинаковую юридическую силу, поэтому установить приоритетность действия норм того или иного закона не представляется возможным.

 

Основные документы, которые составляются при реорганизации унитарного предприятия – это решение собственника и передаточный акт.

{Статья: Реорганизация унитарных предприятий в форме преобразования (Авдеев В.В.) ("Бухгалтер и закон", 2012, N 1) {КонсультантПлюс}}

В случаях, установленных законами, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (ст. 59 ГК РФ).

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Особое внимание при реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования следует уделять передаточному акту, ведь в случае неправильного его составления новому юридическому лицу могут быть нанесены существенные убытки. Исходя из анализа требований законодательства, а также из экономического содержания хозяйственной операции, в этот документ целесообразно включить, например, следующее:

  • сведения об имуществе и обо всех обязательствах в отношении каждого должника и кредитора, в том числе использование прибыли;
  • бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату (дату реорганизации);
  • исчерпывающий перечень прав и обязанностей: указываются не только те права, которые могут быть реализованы, но и те, срок по которым еще не наступил;
  • обязательства, которые оспариваются третьими лицами;
  • налоговые расчеты отчетного периода;
  • результаты инвентаризации и др.

В соответствии со ст. 34 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.03.2009 по делу N А56-3872/2008).


ст. 34, Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" {КонсультантПлюс}

2. Решением о преобразовании унитарного предприятия в государственное или муниципальное учреждение, решением о преобразовании федерального государственного унитарного предприятия в автономную некоммерческую организацию должны быть определены основные цели деятельности создаваемой организации, наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию унитарного предприятия. Указанные решения принимаются Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, в отношении федерального государственного унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального унитарного предприятия.

 

ФНС также разъяснила, какие документы представляются для регистрации реорганизации в форме преобразования.

{Вопрос: О документах для госрегистрации юрлица, созданного в результате реорганизации в форме преобразования. (Письмо ФНС России от 14.03.2016 N ГД-4-14/4182@) {КонсультантПлюс}}

при реорганизации в форме преобразования в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные подпунктами "а", "б", "е", "ж", "з", "и" пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Передаточный акт при этом в регистрирующий орган не представляется.

 

2. По вопросу преобразования унитарного предприятия в автономное учреждение Минэкономразвития разъясняет следующее.

{Вопрос: Возможно ли преобразование государственного унитарного предприятия в автономное учреждение? (Консультация эксперта, Минэкономразвития РФ, 2009) {КонсультантПлюс}}

Согласно ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение.

С учетом ст. 120 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей, что к государственным учреждениям относятся бюджетные и автономные учреждения, а также принимая во внимание определение автономного учреждения согласно ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", можно сделать вывод о возможности преобразования государственного унитарного предприятия в автономное учреждение.

 

В 2011 году Минэкономразвития дало прямо противоположное разъяснение о том, что преобразовать унитарное предприятие в автономное учреждение нельзя.

{Вопрос: Об отсутствии оснований для преобразования муниципального унитарного предприятия в автономное учреждение. (Письмо Минэкономразвития РФ от 18.05.2011 N Д08-1847) {КонсультантПлюс}}

Законом об автономных учреждениях установлено, что автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (ст. 5) в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (ст. 2).

Таким образом, муниципальное унитарное предприятие не может быть преобразовано в автономное учреждение.

 

Для преобразования унитарного предприятия в автономное учреждение эксперты рекомендуют придерживаться следующего алгоритма.

{Вопрос: Возможна ли реорганизация муниципального автономного учреждения в муниципальное унитарное предприятие? Какие нормативные акты необходимо иметь для такой реорганизации? Кроме того, у нас как учредителя возникает вопрос об обратной реорганизации муниципального унитарного предприятия в муниципальное автономное учреждение - в каких случаях имеет смысл так поступить? ("Руководитель автономного учреждения", 2013, N 1) {КонсультантПлюс}}

Что касается реорганизации муниципального унитарного предприятия в муниципальное АУ, согласно федеральному законодательству о государственных и муниципальных унитарных предприятиях такое предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение <2>. Однако в федеральном законодательстве об автономных учреждениях создание такого АУ предусматривается только путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (ч. 1 ст. 5 Закона N 174-ФЗ). Таким образом, напрямую преобразовать унитарное предприятие в автономное учреждение нельзя.

--------------------------------

<2> Пункт 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

 

Однако можно сначала преобразовать его в бюджетное или казенное учреждение, а затем уже изменить тип учреждения с бюджетного или казенного на автономный. Другой вариант - ликвидировать муниципальное унитарное предприятие и на базе его имущества создать (учредить) муниципальное автономное учреждение. При этом необходимо учитывать, что ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ позволяет создавать АУ только для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных определенными федеральными законами <3> (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). То есть сфера деятельности автономных учреждений ограниченна. Кроме того, в отличие от унитарного предприятия АУ обязательно должно оказывать (выполнять) государственные или муниципальные услуги (работы).

--------------------------------

<3> Лесной кодекс, ГрК РФ, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта, Федеральные законы от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".

Обзор подготовлен специалистами Линии Консультирования ГК "Земля-СЕРВИС"

Подборка новостей

Вопрос-ответ: Плата за найм при приватизации жилого помещения Вопрос-ответ: Плата за найм при приватизации жилого помещения

Имеет ли право в квитанции Управляющая компания включать в виды услуг: Плату за найм? Данная квартира не муниципальная собственность и договор на найм жилья не заключали.

Вопрос-ответ: Оплата контакта по 44-ФЗ участнику, не платящему НДС Вопрос-ответ: Оплата контакта по 44-ФЗ участнику, не платящему НДС

Вправе ли Заказчик в проекте контракта, заключаемого в рамках 44-ФЗ произвести оплату на 18% (сумма НДС) меньше по сравнению с ценой договора учитывающей НДС

Вопрос-ответ: Когда предоставлять отпуск Вопрос-ответ: Когда предоставлять отпуск

В медицинском учреждении предусмотрены дополнительные отпуска за вредность. В течение какого периода их необходимо предоставлять?

Вопрос-ответ: В какой момент расчета с покупателем считать курсовые разницы? Вопрос-ответ: В какой момент расчета с покупателем считать курсовые разницы?

Счёт выставлен в валюте, оплачивают в рублях авансовые платежи, а товар ещё не получен. В какой момент считать курсовые разницы? 

Яндекс.Метрика